Мастерская по восстановлению вещей – это место не для случайных людей, так как восстановление это не просто профессия, которой можно научиться, освоив несколько профессиональных навыков, а целое искусство, к работе над которым нужно относиться соответственно. Если вам довелось провести хотя бы пару минут в нашей мастерской, то становится совершенно ясно, что для наших мастеров это не пустые слова. Каждый мастер по-настоящему предан своему делу и ни за что не променяет его на что-то другое.
Сегодня мы решили поговорить с одним из наших реставраторов и выяснить у него, как он пришел к этой профессии? Было ли сложно? Сколько времени нужно, чтобы этому научиться? И самое главное, за что он любит свою работу?
Кто такой реставратор?
Начнем с того, кто же такой реставратор, и что представляет собой процесс реставрации? В первую очередь реставрация это исследование предмета, его материала, характера повреждений и уже потом – приведение его в надлежащий вид. Поэтому хороший реставратор обладает не только практическими навыками реставрации, но и навыками тщательного исследования попавшего к нему предмета. Можно сказать, что это тот человек, который не создает ничего нового, а только улучшает предмет на основе собственного анализа. Именно этим и занимаются реставраторы в нашей мастерской: сначала они внимательно изучают попавшую к ним в руки вещь, и только потом, после тщательного осмотра, принимаются за ее восстановление.
Начнем сначала
Теперь, когда работа реставратора стала для нас более понятна, давайте вернемся к нашему мастеру. Для Зухриддина Хакимова эта профессия, можно сказать, семейное дело, так как началось все еще с его дяди, Баха, который работает реставратором уже много лет и смог привить нашему герою любовь к этому мастерству. Эта история началась в далеком Ташкенте, где и жил в то время наш мастер, пока еще ничего не подозревая о том, что ждет его в будущем… А в будущем его ждал весьма непростой путь обучения этому интересному ремеслу. Поначалу обучение проходило на расстоянии, можно сказать в виде дистанционных уроков. Дядя присылал Зухриддину небольшие видео, на которых показывал, как он работает с обувью. Зухриддина заинтересовал процесс работы, и он стал погружаться в него все глубже и глубже. «На первых порах было очень трудно, так как приходилось все делать самостоятельно, а спросить что-то не у кого. Процесс усложнялся тем, что в Ташкенте не очень большой выбор специальных средств для обработки обуви, можно сказать их попросту не было, и приходилось ждать посылку от дяди» – говорит наш герой.
Первые шаги
Спустя некоторое время, когда Зухриддин методом проб и ошибок приобрел некоторые навыки работы, дядя предложил ему переехать в Москву, чтобы он смог дальше учиться искусству реставрации. На что Зухриддин конечно же согласился, и приехав, стал работать помощником у своего дяди. Разумеется, делать свои первые шаги в качестве реставратора наш герой начал, тренируясь на своей обуви или на той, которая была уже непригодна для носки. Это связано с тем, что реставрация – очень тонкая и кропотливая работа, и у мастера есть огромный риск одним неверным движением безвозвратно испортить пару. Постепенно, шаг за шагом наш мастер достиг того уровня, когда ему уже разрешили выполнять настоящие заказы, естественно, под чутким руководством более опытных мастеров. Как говорит Зухриддин: «Научиться профессии реставратора было очень трудно, но его так захватывал процесс работы, что даже и в голову не приходило все бросить и заняться чем-то другим».
Так прошли полтора года, в течение которых Зухриддин обучался и работал помощником мастера, а затем уже он смог работать самостоятельно.
Настоящий профессионал
Пройдя такой нелегкий путь и проработав полтора года помощником наш герой, наконец, приступил к самостоятельной работе реставратора и трудится уже более четырех лет. Как у настоящего профессионала своего дела, у Зухриддина есть свои приемы работы, которые он выработал за время практики. Зухриддин говорит, что: «В этой работе ты постоянно находишься в поиске чего-то нового, изобретаешь необычные способы работы и ищешь все новые и новые материалы. Для такой профессии нет каких-либо специализированных курсов, куда можно просто пойти и за пару месяцев научиться этому ремеслу, тут все гораздо глубже, и по-настоящему ценные знания можно получить, только обучаясь у опытного мастера, и терпеливо работая день за днем».
Я спросила у нашего героя, что же еще влияет на работу мастера, помимо его опыта и профессионализма? К моему удивлению, ответом было: внутреннее состояние. Нам ведь кажется, что это просто механическая работа руками, ничего особенного, сидишь и сидишь весь день, но все оказалось не так просто. Зухриддин рассказал мне, что внутренне состояние мастера очень важно, и если мастер не в настроении или чем-то расстроен, то он старается по возможности отложить работу, так как в таком случае велика вероятность ошибки.
Конечно, от ошибок никто не застрахован, и в работе могут встретиться необычные случаи, не известные мастеру, ведь все мы не идеальны и не можем знать всего. Зухриддин говорит, что мастерам иногда встречаются новые необычные материалы и понять, как этот материал поведет себя под тем или иным воздействием порой бывает невозможно. Материалы, они по сути словно живые, и нужно знать, как к ними обращаться, какие средства можно использовать, а какие нет. Опытный мастер, как правило, может сказать, взяв вещь в руки, как она поведет себя в той или иной ситуации. Лучше всего, конечно работается с натуральной кожей, она хорошо поддается реставрации, а вот ее аналоги, например экокожа скорее всего не перенесут вмешательства извне. Так что можно сказать, что мало научиться такой профессии, ее нужно обязательно прочувствовать.
Прочитав такую увлекательную историю становится очевидно, что работа мастера по реставрации обуви не так проста и банальна, как кажется на первый взгляд. Это тончайшее ремесло, которому стоит учиться день за днем, терпеливо постигая все особенности этой профессии. Нельзя стать реставратором за какой-то определенный срок, каждый день работы – еще один повод научиться чему-то новому. И, разумеется, невозможно стать хорошим мастером без любви к своему делу.